Как и любой прибор учета, общедомовые счетчики воды обязательно должны своевременно подвергаться поверке, для осуществления которой используется специальное метрологическое оборудование. Цель этой процедуры состоит в том, чтобы установить размер погрешности прибора и оценить его пригодность для дальнейшей эксплуатации. Поверка общедомовых водомеров регулируется нормами российского законодательства, в частности Законом № 261 «Об энергосбережении» и ФЗ-102 «Об обеспечении единства средств измерений» от 26.06.2008 г. Важно обратить внимание, что мораторий на поверку приборов учета, введенный до конца 2020 года актуален исключительно для индивидуальных (квартирных) счетчиков и не касается общедомовых водомеров. Поэтому поверка является обязательной процедурой, пренебрежение которой приводит к тому, что оплата за потребленную воду будет производиться по нормативу (в данном случае с повышающим коэффициентом 1,6), а не по факту реального водопотребления.
Когда общедомовому счетчику воды нужна поверка
Для того чтобы показания измерительных приборов признавались достоверными, водомер должен проходит поверку в строго определенные производителем устройства сроки. Как правило, соответствующий интервал для счетчиков холодной воды равен 6 годам, а для приборов горячего водоснабжения – 4 годам, но бывают исключения, который определяются видом прибора и рекомендациями производителя.
Обязательно следует учитывать, что межповерочный срок отсчитывается не от момента установки прибора, а от даты, указанной в паспорте изделия и которая совпадает с первичной поверкой, осуществляемой в заводских условиях, до продажи измерительного устройства. Также отправной точкой для определения межповерочного интервала является дата предыдущего испытания. Важно знать и то, что в некоторых случаях поверка общедомового водосчетчика может проводиться внепланово. Причины могут быть разные: сомнения в достоверности получаемых данных, повреждение пломбы, механические повреждения корпуса и др.
В чем состоит необходимость поверки общедомового счетчика воды
Функция общедомового водомера – создание условий и возможностей для контроля точного потребления ресурсов. Это в итоге гарантирует конечному потребителю, в лице которого выступают все владельцы помещений в многоквартирном доме, возможность оплачивать реально потребленное количество воды и, соответственно, не волноваться о ее потерях при транспортировке, за которые ответственность полностью ложится на поставщика услуги. Также наличие общедомового прибора учета воды позволяет организовать эффективную систему диспетчеризации данных, на основании которых и выставляются счета конечным потребителям.
Необходимость в периодической поверке возникает вследствие того, что прибор в процессе эксплуатации подвергается различным воздействиям и повреждениям, являющихся причиной неточных (недостоверных) показаний, которые могут быть как заниженными, так и завышенными. Поверка должна подтвердить целесообразность дальнейшей эксплуатации прибора или, наоборот, доказать невозможность его использования. Следует уточнить, что если во время поверки выявлена неисправность, которая подлежит ремонту, то водомер восстанавливается, если же такой способ невозможен, то выдается рекомендация о замене устройства.
Обязательно нужно принимать во внимание, что к поверке допускаются счетчики воды:
- находящиеся в рабочем состоянии;
- не имеющие видимых повреждений на корпусе;
- сохраняющие герметичность;
- с сохраненной пломбой;
- с отсутствием следов срабатывания защиты антимагнитной пломбы (при ее наличии);
- имеющие необходимую техническую документацию, подтверждающую законность их эксплуатации.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Особенности поверки общедомовых водомеров
Общедомовые счетчики воды поверяют в лабораторных условиях с использованием специализированного оборудования. Однако важно обратить внимание на то, что процесс демонтажа общедомового счетчика воды перед его отправкой в лабораторию проводится в присутствии представителей от управляющей компании и от ресурсопоставщика, который обязательно должен зафиксировать показания прибора, а также сохранность пломб. После поверки поставщик воды также должен прислать своего представителя: в его присутствии производится опломбирование водомера и составляется «Акт ввода в эксплуатацию».
В руководстве по эксплуатации счетчиков воды содержится информация о методике поверки прибора измерения, но специалисты также руководствуются нормами ГОСТ и применяют МИ (Методику исследований) приборов учета воды. Во время поверки проводится внешний осмотр водосчетчика, проверяется его герметичность и устанавливается степень его погрешности.
- Внешний осмотр направлен на изучение комплектности прибора и состояния покрытия корпуса, выявление трещин, сколов и других повреждений. Обязательно определяется возможность считывания всех надписей и маркировки и т.д.
- Следующим этапом являются испытания прибора на герметичность, для проведения которых используется гидравлический пресс. Результаты признаются положительными, если в местах соединений нет течи, а на корпусе и циферблате отсутствует эффект запотевания.
- Далее, специалист приступает к определению относительной погрешности прибора. В этом случае испытания проводятся при трех видах расхода воды: номинальном, минимальном и переходном.
Во время поверки может проводиться техническое обслуживание водомера, в том числе и ремонт, а при необходимости, рабочие элементы прибора очищаются от отложений.
Оформление результатов поверки водосчетчиков
Для проведения поверки оформляется договор с организацией, имеющей соответствующую лицензию и аккредитацию в «Единой системе аккредитации». Только испытания проведение в сертифицированной лаборатории специалистами аккредитованной организации могут быть признаны достоверными, что подтверждается копиями аттестата и приказа об аккредитации, которые хранятся у заказчика вместе с остальными документами о прохождении поверки.
После поверки заказчик получает:
- один экземпляр договора о проведении поверки;
- свидетельство о поверке;
- документ или квитанцию об оплате;
- акт ввода прибора в эксплуатацию.
Обязательно в паспорт изделия вносится отметка о дате и факте проведения поверки водомера.
Нужно обратить внимание на тот факт, что общедомовой прибор учета является собственностью совладельцев многоквартирного дома и относится к категории общедомового имущества. Поэтому все работы, связанные с установкой, демонтажем, поверкой, ложатся на плечи управляющей организации или другой структуры, ответственной за обслуживание дома. Оплата поверки осуществляется за счет собственников квартир, но отдельно не взимается, так как расходы по обслуживанию приборов учета оплачиваются как коммунальные услуги по содержанию дома.
Комментарии