1 июля 2020 года началась замена старых электросчетчиков на новые, «умные» приборы учета нового поколения. Естественно, что у потребителей сразу возник закономерный вопрос о том, а за чей счет будет происходить замена в этот раз, так как всегда, до этого момента, такие расходы ложились бременем именно на плечи пользователей. Но не в этот раз, так как в законодательство, регулирующее эту сферу, были внесены принципиальные изменения. Важно обратить внимание и на то, что в дальнейшем таким же образом планируется произвести замену и других счетчиков, используемых для учета потребления воды и газа.
Основные правила замены счетчиков электроэнергии после 1 июля 2020 года
Потребители помнят события почти десятилетней давности, когда требовалось произвести замену электросчетчиков на приборы не ниже класса 2. Эти работы производились в соответствии с нормами ФЗ 261 от 23.11 2009г и Постановления Правительства России № 442 от 05.04.2012г. Все расходы по замене несли потребители в соответствии со статьями 210 и 543 Гражданского Кодекса России, в которых указано, что за сохранность имущества и его содержание ответственность несет собственник. То есть, логичным является то, что потребитель, как владелец прибора учета, несет все расходы по его эксплуатации и содержанию.
В 2018 году были принято решение о переходе на «интеллектуальную» систему учета потребления электроэнергии, поэтому актуальным стало решение о замене старых счетчиков на новые, «умные» приборы. Но вопрос о том, кто должен платить за это, не стал проблемой, так как в Постановлении Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года дан на него ответ: исходя из того, что переход на «интеллектуальный учет» представляет интерес для ресурсоснабжающих организаций, то и расходы по замене приборов они берут на себя. То есть, именно они оплачивают как стоимость новых счетчиков, так и их установку, но при этом эти организации становятся и собственниками приборов учета, внедрение которых позволит им существенно минимизировать свои расходы и свести к нулю случаи злоупотреблений со стороны потребителей ресурса. Прежде всего, существенное сокращение расходов для ресурсопоставляющих компаний происходит за счет снижения затрат, связанных с проверками и снятиями показаний.
Перенос ответственности на поставщиков ресурсов и сетевые компании выгодно и потребителям, так как они не должны теперь нести расходы, связанные с покупкой, установкой счетчиков и их эксплуатацией, в том числе и с процедурой поверки. Ответственностью потребителя остается регулярная оплата за расход электроэнергии, а также обеспечение сохранности самого прибора, но только в том случае, если он установлен в квартире, доме или на земельном участке пользователя.
Следует обратить внимание на то, что с 1.07.2020г. поставщики электроэнергии могут устанавливать любые приборы учета, в том числе и «простые», но с 1.01.2022 года замена старых счетчиков будет производиться исключительно на новые «интеллектуальные» модели. При этом выбор остается за поставщиком электроэнергии, потребители на это не могут оказывать влияние.
Необходимость установки интеллектуальных счетчиков связана с необходимостью организации единых систем учета потребления электроэнергии. При этом потребители от такого новшества тоже окажутся в выигрыше, в том числе и за счет удобства контроля своих расходов, который можно будет проводить и в онлайн-режиме. Должны появиться и дополнительные опции, например, такие как: контроль напряжения и частоты, смена используемого тарифа в дистанционном режиме. Поставщики также получают дополнительную выгоду, так как смогут легко и быстро, удаленно, отключать неплательщиков.
Основные положения об «умных» электросчетчиках
Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года вводится новое понятие – «интеллектуальная система учета», под которым следует понимать создание такой системы учета, которая является автоматизированной, способной работать дистанционно и полностью самостоятельной. Но для того чтобы внедрить эти нормы нужно:
- обеспечить постепенную замену старых электросчетчиков новыми приборами, которые отвечают всем техническим требованиям и способны функционировать в системе автоматического учета и передачи полученных данных;
- ресурсопоставляющим организациям потребуется выделить средства на эти работы, при этом нормы Постановления запрещают закладывать эти издержки в существующие тарифы. Хотя некоторые эксперты предполагают, что ресурсопоставляющие организации найдут решение, связанное с минимизацией этих расходов;
- старые приборы учета заменять новыми по мере выхода их из строя (поломки) или наступления предельного срока службы и поверки. Однако все объекты, вводимые в эксплуатацию после 1.07.2020 года обязательно должны сдаваться с новыми электросчетчиками.
Что делать, если срок службы старого электросчетчика счетчика истек, а новый еще не установили
Если с заменой старых счетчиков на новые после 1.07.2020 все ясно, то, как быть тем потребителям, у которых прибор вышел из строя, или истекает срок его поверки и эксплуатации? Решение в этом случае за потребителем. Можно производить оплату в течение трех месяцев по среднему потреблению, а далее – по нормативам, установленных в субъекте РФ. Для принятия такого решения потребитель может основываться на двух Постановлениях Правительства России № 354 от 26.12.2011г. и №1498 от 26.12.2016г. Однако нужно учитывать, что в некоторых случаях, при выборе такой формы оплаты за электроэнергию, может применяться повышающий коэффициент 1,5. Он вводится, если:
- своевременно не было принято действий со стороны потребителя по замене вышедшего из строя прибора;
- был зафиксирован отказ от замены, притом, что с момента выхода из строя прибора учета прошло более 3-х месяцев;
- имеется техническая возможность для установки электросчетчика.
Также основанием для применения повышающего коэффициента может стать отказ от проверки два раза и более.