Принятый Государственной думой в декабре 2018 года Федеральный Закон № 522 вносит изменения в действующий ФЗ № 35 («Об электроэнергетике»). Новый документ об интеллектуальном учете эн/ресурсов вызвал множество споров, вопросов, шквал критических замечаний. Предложенные Минстроем РФ меры направлены на упорядочение системы расчетов и нивелирование рисков воровства электроэнергии. Они призваны стимулировать оснащение домов системами дистанционной передачи данных с «умных» счетчиков поставщику услуги в режиме он-лайн. Теперь не получится потреблять безучетную электроэнергию уменьшением показаний прибора, перекладывая финансовую нагрузку на соседей по многоквартирному дому (МКД). «Умные» счетчики не дают возможности незаметно «подкручивать» показания – какое-либо вмешательство в конструкцию сразу же фиксируется.
Необходимость в принятии закона
Проблема не нова. Вопрос о переходе на «умные» коммунальные счетчики был поднят еще в 2017 году, и тогда же был принят соответствующий закон о внедрении технических средств с дистанционной передачей информации, интеллектуальных лампочек и иных приборов этого типа. Но имеющийся документ не определял обязательный порядок установки «умных» счетчиков, а также когда, кому и где их внедрять. Новый ФЗ наряду с положительными отзывами вызвал ряд негативных замечаний. Аргументы весомые: граждане лишаются конституционного права выбирать, вся нагрузка по оснащению объектов «умными» счетчиками снова ляжет на собственников и будет обременительной.
Однако все сходятся во мнении – давно следует навести порядок в учете потребляемой электроэнергии. Именно такая задача перед строительными организациями и энергетиками была поставлена Правительством в 2017 году. Хотя о коммерческом учете эн/ресурсов говорится еще в редакции СП 134.13330 от 01.09.2012 года (р. 5.10). Да и действующим законом «Об энергосбережении» запрещена сдача в эксплуатацию МКД, не оснащенных коммунальными счетчиками (ч. 6–10 статьи 11).
Где будут устанавливаться «умные» приборы
Счетчиками нового поколения в обязательном порядке будут оснащаться:
• сдающиеся в эксплуатацию новостройки. Правительство еще в 2016 году издало распоряжение о включении в процессе проектирования МКД «умных» счетчиков в число обязательного внутридомового оборудования;• многоквартирные дома, подлежащие плановому капитальному ремонту.
Имеющиеся у потребителей приборы учета электроэнергии будут заменяться на «умные» аналоги в случаях:
• поломки установленного на объекте ИПУ;
• истечения межповерочного периода;
• выработки счетчиком предельного срока эксплуатации.
«Новости» о том, что замене подлежат все без исключения приборы, несостоятельны – «обязаловки» о 100%-м обновлении ИПУ на всех объектах в течение года нет. Завершить процесс внедрения интеллектуальных счетчиков планируется к 2023 г. Если энергоснабжающая организация посчитает необходимым установить «умный» прибор абоненту ранее, чем указано выше (поломка и так далее), он это делает за свой, а не потребителя счет. Ответственность за приобретение, установку, содержание интеллектуального счетчика законом целиком возлагается на поставщика электроэнергии. Все, что требуется от собственника недвижимости – обеспечить представителям ресурсоснабжающей организации свободный доступ к прибору.
Кто платит за внедрение интеллектуальных счетчиков
Вопрос, вызывающий множество споров. Скептики считают, что поставщики в любом случае «отыграются» на конечном потребителе – «зашьют» затраты в платежные квитанции. Но большинство специалистов полагает, что тарифы строго контролируются, и здесь поставщикам особо не «развернуться». А с учетом получаемой выгоды сетевики и ТЭК в накладе все равно не останутся, наоборот, лишь выиграют после внедрения интеллектуальных автоматизированных систем сбора данных. Детально вопрос о финансировании проекта еще прорабатывается, но уже сейчас можно сказать однозначно: никто не обяжет граждан устанавливать новые приборы за свой счет.
На юридические лица (ТЭК, сетевые компании, УК), вовремя (до 07.2023 г.) не установившие абонентам «умные» счетчики, будет накладываться штраф. В том числе, по жалобам потребителей.
Кому польза от внедрения «умных» счетчиков
По заявлению министра энергетики РФ А. Новака, выиграют все.
Плюсы для потребителей
• Граждане избавляются от необходимости ежемесячно передавать показания «вручную». «Умные» приборы в автоматически отправляют информацию поставщику в режиме реального времени.
• Экономия. По оценкам специалистов, для жильцов МКД она может достигать 25–30%. Не придется расплачиваться всем многоквартирным домом за «электроворов», останавливающих ИПУ, уменьшающих показания приборов в свою пользу. Ни у кого не получится подключиться к счетчику соседа.
• Внедрение «умных», интеллектуальных приборов подготавливает основу для массового перехода на многотарифную систему платежей.
• Потребитель рассчитывается лишь за фактически израсходованную им электроэнергию.
Плюсы ресурсоснабжающих организаций
• Получение данных об электропотреблении ото всех без исключения присоединенных к сети абонентов.
• Оперативная фиксация неплательщиков, что позволяет снизить уровень недополученной выгоды. К этой категории потребителей будут применяться специальные меры: установка за их счет коммутационных приборов, дистанционно отключающих электроэнергию.
• Если собственник в установленные сроки не успел, забыл передать показания, они будут автоматически отправлены поставщику интеллектуальным прибором.
• Исключение фактов платежных разрывов.
• Экономия на сокращении количества обходчиков-контролеров и технических средствах. Например, зона охвата системы автоматизации «Стриж» (технология LPWAN) характеризуется радиусом действия в 10 км без использования дорогостоящей аппаратуры (ретрансляторов, концентраторов).
• Возможность реально отслеживать потребление электроэнергии, определять баланс.
• Снижение сроков на обработку информации, оперативная отправка данных в ГИС ЖКЖ.
Автоматизированная система, как сказано в пояснительной записке к проекту закона, дает возможность адресно воздействовать на злостного неплательщика, уменьшить коммерческие потери ТЭК и сетевых компаний.
Первые результаты реализации нового закона покажут, насколько он эффективен и проработан в деталях. Остается подождать и ознакомиться с оценками экспертов. И уже на их основе планируется внедрение «умных» счетчиков газа и расхода воды (ХВС, ГВС). Главная цель нововведения – обеспечение принципа «платить только за себя, по факту реального потребления», сделать более лояльной тарифную политику на государственном уровне.