Независимо от того, проводится поверка счетчиков воды без снятия или тестирование происходит в лабораторных условиях, такая процедура является обязательной, а ее цель – это подтвердить или опровергнуть возможность использования прибора для дальнейших измерений. Корректная работа водомера важна для правильного начисления платежей за использованные ресурсы и в этом должны быть заинтересованы обе стороны. Владельцам квартир и домов, оборудованных приборами учета, следует знать, что контролировать сроки своевременного прохождения такой проверки счетчика воды они должны самостоятельно – специальных напоминаний от поставщика услуг не приходит, но пренебрежение этим правилом чревато тем, что устройство признается нерабочим, а его результаты – недействительными.
Основные требования и сроки поверки водомеров
Нужно отметить, что закон четко регламентирует процедуру поверки ИПУ (индивидуальных приборов учета). Эта норма закреплена в Законе № 102-ФЗ от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений» и в Постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года. В соответствии с ними, оплата за потребленную горячую или холодную воду взимается по показаниям счетчиков, но в том случае, если сроки поверки были пропущены, то с первого числа месяца, следующего за тем, в котором истек срок, плата начисляется по средним показаниям за последние полгода. Такой порядок действует на протяжении 3 месяцев, по истечении которых, если не была проведена поверка счетчиков воды, оплата производится по нормативу.
Следует знать, что срок для поверки счетчиков горячей и холодной воды разный и составляет в среднем 4 и 6 лет, соответственно. Он определяется производителем и для каждой модели он индивидуален, а уточнить его можно в паспорте изделия. Межповерочный период универсальных счетчиков воды также зависит от модели и может составлять от 4 до 6 лет. Таким образом, узнать следующий срок поверки несложно, кроме того, информацию об этом можно найти в квитанции или ЕПД на оплату услуг, а также обратившись в одну из следующих организаций: управляющую компанию, ЕИРЦ или к поставщику услуг (в зависимости от города или региона).
Также нужно учитывать, что любой водомер имеет ограниченный срок службы, указываемый производителем в паспорте к устройству. Как правило, этот период для большинства водомеров равен 12 годам. После того как этот срок прошел, прибор нужно заменить новым устройством. Это требование является строгим и в этом случае сроки поверки водосчетчиков не имеют значения, даже при условии, что прибор находится в рабочем состоянии.
Почему нужно поверять счетчики
Несмотря на то что счетчики воды являются достаточно надежными и износостойкими устройствами, производители устанавливают межповерочный период и граничные сроки их эксплуатации. Причина в том, что, в принципе, в идеальных условиях срок службы устройства может быть значительно больше. Но учитывая тот факт, что условия эксплуатации не являются таковыми и под воздействием различных примесей, ржавчины в воде, а также в результате избыточного давления в трубопроводах происходит преждевременный износ оборудования, который может сказаться на точности получаемых измерений. Именно по этим причинам, срок поверки счетчика холодной воды больше, так как, в этом случае, прибор не испытывает дополнительного температурного воздействия, что положительно сказывается на его работе и точности измерений.
Надо учитывать, что внешних признаков негативного воздействия на водосчетчик может и не быть, за исключением механических повреждений, полученных в результате неаккуратного обращения с устройством. Поэтому производитель и устанавливает межповерочный период, во время которого гарантирует, что показания водомера отражают реальное потребление. Кстати, если на приборе есть какие-либо внешние повреждения механического типа, то срок поверки счетчиков холодной и горячей воды наступают при обнаружении таких изъянов. В ином случае, при контрольной проверке оборудования, он может быть признан нерабочим, а потребителя будут ожидать штрафные санкции в виде начисления оплаты по установленным нормативным нормам за весь период использования неисправного прибора.
Необходимость в поверке счетчика воды может появиться также и в случае, если показания устройства вызывают определенные сомнения в его точности. Например, при обычном потреблении, данные могут свидетельствовать об уменьшении или увеличении расхода воды – в этом случае также нужно поверить водомер.
Как правильно проводить поверку счетчиков воды
Первое и самое главное, что надо знать – этот то, что поверка водосчетчиков выполняется только аккредитованными организациями, которые имеют специальное свидетельство, выданное Федеральной службой по аккредитации. Кроме того, важно обращать внимание и на стоимость услуг, например, цена 300 рублей и менее хоть и является привлекательной, но должна насторожить о том, что, вероятно, компания не обладает всеми нужными полномочиями, и существует возможность того, что результаты ее экспертизы не будут признаны действительными.
После того как будет проведена поверка счетчика горячей воды или водомера для холодного водоснабжения, организация, выполнявшая работы, должна передать заказчику следующие документы:
- договор обслуживания;
- копию аккредатационного свидетельства (аттестата);
- свидетельство о поверке;
- акт приема выполненных работ.
Дополнительно, в техпаспорте прибора вносится специальная запись о поверке с указанием даты. Кроме того, надо знать, что акт поверки оформляется в 3 экземплярах: один для исполнителя и два для заказчика (один из которых самостоятельно относится в УК, ТСЖ или другой контролирующий орган, а в дальнейшем этот документ вносится в реестр поверенных приборов, который ведется в административном центре «Госуслуг»).
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Два способа поверки счетчиков воды
Поверка водомеров может быть проведена двумя способами: первый из них предполагает снятие прибора, второй нет – в этом случае тестирование проводится на дому.
Выбор варианта, конечно, зависит, от желания самого заказчика, но не только. Исследования на дому могут выполнить только аккредитованные организации по поверке счетчиков воды, имеющие специальное переносное оборудование.
Если выбран первый способ, то следует самостоятельно (но лучше с помощью сантехника), аккуратно снять прибор и отнести его в лабораторию. Поверка в этом случае занимает несколько дней, а для того чтобы обеспечить водопользование в квартире или доме, на место водомера, временно, устанавливается сгон.
А вот поверка водосчетчиков на дому является более привлекательной для заказчика, так как в этом случае:
- нет необходимости демонтировать прибор;
- требуется лишь обеспечить свободный доступ к водомеру;
- для исследования специалист использует переносное оборудование;
- процедура не занимает много времени – в среднем на тестирование одного счетчика уходит 30 минут.
ф
В итоге заказчику также предоставляется полный пакет документов, в том числе и акт о поверке счетчика воды.
Как специалист поверяет счетчик воды
Независимо от того, где производится поверка, начинается она с внешнего осмотра прибора. Специалист проверяет наличие каких-либо механических повреждений, запотевание корпуса, целостность пломб, то есть исследует возможность стороннего воздействия на работу счетчика воды. Если выявлены какие-либо повреждения, заказчику выдается свидетельство о непригодности устройства с рекомендацией его замены на новый водосчетчик.
Непосредственно поверка связана с тем, что специалист сравнивает данные водомера с эталонными показаниями, тестируя прибор на разных скоростях разбора воды. Допускаемая погрешность с эталонными показателями должна находиться в пределах 2-5 %, если эти данные больше, то прибор нужно будет заменить.
При удачном прохождении исследования специалист аккредитованной компании выдает свидетельство о поверке на срок, указанный в паспорте конкретной модели водосчетчика.
Стоимость услуг по поверке счетчиков воды
Надо учитывать, что поверка индивидуальных приборов учета не относится к коммунальным услугам, связанным с обслуживанием, содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома. Соответственно, все расходы несет потребитель услуг, а в этом случае – заказчик исследования. После того как выбрана компания, имеющая соответствующую аккредитацию, необходимо заключить договор и оплатить стоимость работ. Следует учитывать и тот факт, что услуги оказываются коммерческими организациями, а сам процесс их ценообразования не подлежит государственному регулированию. Впрочем, этот аспект отлично управляется рынком и поэтому предлагаемые различными компаниями цены, в общем, сопоставимы между собой.
ф
На рынке этого вида услуг, стоимость поверки одного прибора варьируется от 500 до 1 000 рублей, а среднем составляет – 600-700 рублей. Более привлекательные предложения по цене ниже 500 рублей должны настораживать, так как в этом случае велика вероятность, что придется «компенсировать» дополнительные услуги и сложности. Наиболее частой причиной является якобы сложный доступ к прибору учета, хотя могут быть и другие проблемы. Но и более высокая цена тоже должна смущать, так как часто она не обоснована и может преподноситься как возможность получения дополнительного сервиса хотя, если это плата за срочность, то все объяснимо и логично.
Стоимость поверки счетчиков воды складывается из нескольких составляющих:
- оплата мастеру за снятие/установку прибора – эта статья расходов актуальна, если счетчик поверяется в лаборатории;
- выезд специалиста-метролога (актуально при поверке на дому у заказчика);
- тестирование прибора учета;
- оформление документов.
В том случае, если во время поверки возникла необходимость замены каких-либо комплектующих, то их стоимость оплачивается отдельно.
Комментарии 2