ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Так как счетчики являются точными приборами учета, то их работа, достоверность получаемых данных, а также условия эксплуатации и внешнее состояние, должны проверяться с определенной регулярностью представителями ресурсопоставляющих организаций или управляющих компаний. Обязательной является и процедура поверки, проводить которую могут только лишь компании, имеющие специальную аккредитацию и включенные в Реестр Росаккредитации.
Казалось бы, все просто, но не совсем. Ввиду того что различные виды проверок все-таки являются не столь частым мероприятием, а также из-за периодически изменяющихся норм законодательства, создается ситуация весьма благоприятная для разворачивания деятельности мошенников. Именно они горят страстным желанием проверить счетчики потребителей и для достижения своих целей могут использовать самые различные методы воздействия на пользователей. Но знание своих прав и элементарная осведомленность могут стать надежным заслоном против любых мошеннических схем.
Как не доверить поверку счетчика мошенникам
Одним из неиссякаемых источников для разработки различных мошеннических схем является процедура поверки прибора. Самым уязвимым моментом для пользователя в этом случае может стать активное психологическое воздействие, осуществляемое как с использованием средств связи, например, телефона, так и с помощью рассылки уведомлений, которые, для большей убедительности и правдоподобности, могут имитировать настоящие документы. Мошенники даже утруждают себя нанесением штрих-кодов и других элементов, которые способны вызвать доверие у получателя. В этом случае легко совершить ошибку и попасться в хитро расставленные сети мошенников.
Основной мотивацией пользователя к действию является угроза того, что без проведения поверки, за получаемые ресурсы необходимо будет оплачивать по установленным тарифам, что экономически невыгодно. А самым страшным предупреждением может стать угроза отключения от воды, газа и т.д. При этом важно отметить, что особую «любовь» мошенники проявляют к водомерам, поверку которых, в некоторых случаях, можно производить и без снятия, на месте. Но кроме поверки, такие «специалисты» вполне могут убедить хозяина помещения в том, что прибор неисправен и не может больше эксплуатироваться, а это значит, что его надо заменить новым. Также такой «специалист» может «случайно» повредить пломбу. Итогом становится то, что появляется необходимость в новом приборе, а это то, чего и добивались мошенники. Однако надо учитывать, что такие работы не всегда будут произведены профессионально и случаи протечек после них совсем не редкость. Но самым опасным моментом в этом случае могут стать проблемы с документацией, которые вряд ли будут оформлены надлежащим образом, а, следовательно, внести данные о новом счетчике в Реестр не получится.
Чтобы не попасться на такие уловки мошенников, нужно знать, что работы по поверке счетчиков могут проводить только специалисты компаний, имеющие соответствующие лицензии, наличие которых можно проверить на сайте Федеральной Службы Аккредитации (ФСА).
Несколько самых распространенных способом афер, используемых мошенниками в своих схемах
Схем, которые используют мошенники много, но все они основаны на тонком психологическом воздействии и доверии людей к разным «бумажкам» с печатью. Редко кто внимательно изучает предъявляемые документы, а с этого и нужно начинать. Например, если предложение поступает по телефону, то можно поинтересоваться адресом организации и изъявить желание посетить ее с целью уточнения всех вопросов. В этом случае псевдо-специалисты резко теряют интерес и пропадают сразу. В том случае, если мошенники пытаются попасть в помещение с целью проверки счетчика, то обязательно нужно поинтересоваться документами и перед тем как открыть дверь – позвонить в управляющую компанию или иную организацию, имеющую право проводить такую инспекцию и выяснить, а действительно ли от их имени действует специалист.
Как правило, мошенники действуют очень агрессивно и напористо, кроме того, активно используют основную свою аргументацию, сводящуюся к тому, что срочная поверка или замена прибора крайне необходимы и что самое главное – выполнить такие работы надо в срочном порядке. При этом они ссылаются на законодательство, а для большей убедительности называют статьи и нормы Закона. Все эти действия направлены на запугивание, и многие люди попадаются на такие увещевания, так как мнимая угроза остаться без доступа к ресурсам оказывается более страшной и опасной, чем сумма денег, называемая мошенниками, и за которую они готовы избавить потребителя ресурсов от всех грозящих ему проблем.
Простые способы, которые должен знать каждый, чтобы не попасть в сети мошенников
Конечно, в нашей жизни много сложностей и различных проблем, поэтому люди иногда стараются воспользоваться случаем для быстрого решения задачи, поэтому и легко соглашаются на такие предложения, даже не пытаясь критически подойти к этому вопросу. А вместе с тем, определить настоящий или лжеспециалист постучал в дверь не так уж и сложно. Существует несколько признаков, на которые и нужно обращать внимание:
- мошенник является без предупреждения;
- у него или отсутствуют документы, или предъявляемое им удостоверение вызывает подозрение. По окончании работ не выдает соответствующего Акта поверки или Акта о вводе прибора в эксплуатацию;
- у мошенника нет с собой специального оборудования для проведения поверки – все работы он выполняет «на глазок»; Отсутствие оборудования – это очень красноречивый признак, так как цена оборудования достаточно высока, и вряд ли мошенник будет на это тратить деньги;
- угрожает штрафными санкциями, при этом решение проблемы предлагает прямо на месте. В этом случае надо знать, что штрафы может накладывать только административный суд;
- торопливость. Это очень яркий признак, так как мошенник боится быть разоблаченным, поэтому действует нагло и агрессивно, убеждает в том, что оплату нужно произвести прямо «сейчас»: наличными или на указанную карту.
Способ оплаты за оказываемые услуги, на котором настаивают специалисты, является весьма информативным маркером. Фирмы, работающие на законных основаниях, для оплаты своих услуг выписывают квитанцию, а перевод денег производится банковским платежом. А мошенники всегда будут настаивать на более быстром и неофициальном способе оплаты.
Знание пользователями приборов учета своих прав и обязанностей – верный заслон для мошенников
Каждый владелец помещения, в котором установлены приборы учета, должен знать, что именно он является ответственным за состояние счетчиков. То есть именно пользователь должен контролировать сроки поверки, следить за техническим состоянием, а при необходимости – обращаться в ресурсопоставляющую организацию или управляющую компанию, где он может получить ответы на все интересующие его вопросы связанные как с поверкой прибора, так и с заменой, ремонтом и т.д.
Для проведения работ по поверке счетчиков собственник приборов волен выбрать любую компанию, единственное условие – наличие у последней соответствующей аккредитации. При этом список таких фирм можно узнать в управляющей компании. Ответственность за соблюдение сроков поверки тоже несет собственник, поэтому у него должна храниться вся необходимая информация: паспорт изделия, акт предыдущей поверки.
С введением в действие поправок в Закон «Об обеспечении единства измерений» задача упростилась, так как всю необходимую информацию легко можно найти в Реестре ФГИС «Аршин». Поэтому любые попытки обмана, появившихся на пороге «специалистов», должны сразу отметаться. Однако для пожилых (и особенно одиноких) людей опасность сохраняется в силу их слабой осведомленности и низким уровнем использования возможностей информационных технологий. Но в таких случаях обычный звонок сыну, дочери, внуку, особенно произведенный в присутствии «проверяющих», достаточно быстро остужает их пыл, и они предпочитают ретироваться.
Управляющие компании или организации-поставщики ресурсов могут проводить плановые или внеплановые поверки. Но об этом событии они разными способами оповещают потребителей заранее. Это могут быть письма-извещения, объявления в подъезде и т.д. На таких документах имеются опознавательные метки в виде печати, подписей, номеров лицевых счетов и других данных. Мошенники, маскирующиеся под специалистов, также могут вывешивать объявления или устраивать рассылки, но в этом случае, например, в уведомлении вряд ли будет информация о собственнике помещения. А вот расчетные счета могут быть указаны, но изменение внешнего оформления документа должно насторожить пользователя и заставить его или позвонить в управляющую компанию с целью уточнения информации о смене реквизитов, или проверить данные самостоятельно.
Избежать неприятных ситуаций можно, если всегда проявлять бдительность и критично относиться к предложениям незнакомых людей, представляющихся представителями компаний, которые якобы занимаются оказанием услуг, связанных с обслуживанием приборов учета. В этом вопросе лучше проявить излишнюю критичность и случайно не впустить даже уполномоченного официальной организацией проверяющего. Никаких санкций за это не предусмотрено, а управляющая компания обязательно свяжется с пользователем и уладит вопрос: договорится о времени визита и развеет подозрения недоверчивых клиентов.
Комментарии