Электрические счетчики сегодня установлены практически во всех жилых и коммерческих помещениях. Без них приходится платить по тарифу, который в разы превышает реальный расход электрической энергии.
На протяжении долгих лет электрический абонентский счетчик являлся собственностью владельца помещения. Соответственно, именно он должен был следить за его исправностью, своевременно проходить процедуру поверки или менять прибор учета в случае его выхода из строя. Однако законодательные акты, вступившие в силу летом 2020 года, резко изменили данную ситуацию.
Согласно нововведениям, следить за счетчиками должна организация, которая осуществляет поставки электрической энергии всем абонентам. Ввиду этого следует разобраться, в каких именно случаях приборы учета были переданы ресурсоснабжающим компаниям и какие обязанности остались на пользователях электроэнергии.
Расчетные электрические приборы устанавливаются в помещениях с целью учета количества потребленной энергии. Они могут иметь различную мощность и конфигурацию, быть однофазными или трехфазными.
Если помещение не является жилым, или же не зарегистрировано как таковое, в соответствии с действующими законодательными актами, ответственность за работоспособность приборов учета и поддержание их в исправном состоянии ложится на собственника помещения. При желании выполнить замену электрического счетчика он должен уведомить организацию, осуществляющую поставку электрической энергии. Это необходимо для корректного снятия пломбы и проверки ее целостности.
После замены прибора учета выполняется та же операция для повторного опломбирования и постановки счетчика на баланс. После этого он может официально использоваться для подсчета количества потраченной электрической энергии и внесения платежей на основании снятых показаний.
В случае с жилыми помещениями ситуация кардинально меняется. При этом неважно, находятся ли они в муниципальной собственности или приватизированы владельцами. Обязанности по установке и замене приборов учета в квартирах и домах всех типов ложатся на ресурсоснабжающую организацию.
В перечень жилых помещений, для которых действует данное правило, попадают:
- Частные дома любой формы собственности. При этом счетчик может размещаться как на фасаде дома, так и внутри него.
- Приватизированные квартиры. Приборы в них могут устанавливаться как внутри, так и в специальных щитах, расположенных на лестничных площадках.
- Муниципальные квартиры. Для них действует то же правило, позволяющее рассчитывать на бесплатную установку или замену устройства, независимо от его расположения.
Однако данная норма закона касается только планового обслуживания и замены приборов учета. Также она распространяется на случаи, когда счетчики были повреждены по вине организации, осуществляющей поставку электроэнергии. Это может произойти, к примеру, в случае нарушения норм оказания услуг, вследствие чего устройство было подвержено воздействию электрического напряжения, выходящего за лимиты, предусмотренные его производителем.
В случае повреждения счетчика самим жильцом, или же при совершении им действий, из-за которых он мог выйти из строя, замену придется выполнять за свой счет. Также это касается ситуаций, когда потребитель хочет установить более мощное оборудование или получить возможность оплачивать потребляемую электроэнергию в зависимости от времени суток.
Если появляется необходимость внеплановой замены счетчика, жилец должен:
- Составить письменное обращение в компанию, осуществляющую подачу электрической энергии.
- Привести аргументы, согласно которым ему требуется замена прибора учета. На основании них будет выдана справка, позволяющая приобрести новый счетчик подходящего класса.
- Согласовать время визита представителя, который сможет убедиться в целостности пломбы и отсутствии нарушений эксплуатации старого счетчика.
- Приобрести новый прибор учета с действующим сертификатом качества.
- Вызвать специалиста, имеющего соответствующий уровень допуска, для проведения работ по замене прибора учета в соответствии с действующими нормативами.
- Сохранить старый счетчик до момента постановки нового на учет. Это позволит снять с него последние показания для корректного расчета количества потребленной электрической энергии.
- Согласовать время прихода специалиста, который выполнит опломбировку нового прибора учета и проконтролирует корректность его установки.
После того как будут соблюдены все требования из этого списка, новый прибор учета можно будет официально использовать для передачи показателей в ресурсоснабжающую организацию и формирования квитанций для оплаты коммунальных услуг.
Кто должен менять общедомовой прибор учета электроэнергии
Закон, вступивший в силу 1 июля 2020 года, оказал влияние также и на установку общедомовых приборов учета. Так, согласно прописанным в нем нормам, такие счетчики должны меняться компаниями, осуществляющими подачу электрической энергии. Расходы за замену также перекладываются на них, стоимость расходомеров и услуг специалистов более не может быть взыскана с УК или ТСЖ.
Замена или установка общедомовых приборов учета должна выполняться бесплатно в следующих случаях:
- Подключение нового дома, только сданного в эксплуатацию, в котором ранее отсутствовал прибор учета.
- Подключение многоквартирных домов после полной реконструкции, если в процессе работ проводилась полная модернизация электрических сетей.
- Выход из строя прибора учета по любой причине, включая превышение максимально допустимой нагрузки.
- Окончание срока эксплуатации или необходимость выполнения поверки в условиях метрологической лаборатории.
Кроме того, ресурсоснабжающие компании начинают с этого же времени нести ответственность за регулярность обслуживания общедомовых приборов учета и самостоятельно контролируют их техническое состояние. Единственной обязанностью потребителя остается сообщение о полной неисправности или аномальном поведении счетчика в случае обнаружения таковых. Сообщение может быть сделано как в устной форме по телефону, так и путем направления письменного уведомления.
Работы по замене или обслуживанию должны проводиться специалистами или монтажниками энергоснабжающей компании без привлечения сотрудников потребителя. Исключением являются только ситуации, когда счетчик находится на закрытой территории и к нему необходимо предоставить доступ.
Комментарии