Не всегда размер платы за коммунальные услуги соответствует нашим ожиданиям. Мало кто знает, что сумму можно перерасчитать в свою пользу, например, если вы долго отсутствовали в квартире и не пользовались ЖКУ. Порядок перерасчета не самый простой для обывателя, и поэтому считаем нужным детально рассмотреть этот вопрос: как и что можно перерасчитать и как это нужно делать.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Какие коммунальные услуги подлежат перерасчету?
Пересчитать стоимость можно в отношении только таких коммунальных услуг, как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и электроснабжение, причем стоимость последних двух пунктов не может быть перерасчитана, если ресурсы были затрачены на отопление.
Не подлежат возможности пересчета стоимости все виды жилищных услуг, таких, как содержание и найм жилого помещения, взносы на капитальный ремонт, использование антенны и радиоточки, отопление. Нельзя пересчитать стоимость обращения с ТКО – твердыми коммунальными услугами.
В каких случаях допускается перерасчет стоимости ЖКУ?
Одна из частых причин перерасчета – стремление собственника уменьшить расходы на коммуналку при временном отсутствии в доме. Если вы планируете покинуть жилье как минимум на 5 полных дней, имеете законное право после возвращения подать заявление на изменение оплаты за ЖКУ. Обратите внимание: сделать перерасчет в таком случае можно только при том условии, что у вас в доме/квартире нет технической возможности установить приборы учета коммунальных ресурсов.
Перерыв в оказании услуг
Если вам слишком часто и надолго отключают электричество, водоснабжение или газоснабжение, это может стать поводом к перерасчету стоимости услуг. Для каждого типа энергоресурсов имеется норматив отключения, превышение которого является причиной для перерасчета. Вот эти нормы:
- Электроснабжение. Отключение на срок до 2 часов при наличии двух независимых источников и до 24 часов при наличии одного источника энергоснабжения.
- Газоснабжение. За месяц разрешено отключать подачу газа в общей сложности на 4 часа. Если вы остаетесь без него на большее время, можете подавать на перерасчет.
- Холодное водоснабжение. До 4 часов единовременного отключения и до 8 часов общего отсутствия холодной воды за месяц. Исключение: аварийная ситуация на водопроводе.
- Горячее водоснабжение. Норматив аналогичен тому, что описан выше для холодной воды, но разрешенные перерывы в случае аварийной ситуации на трубопроводе дольше.
Максимальные перерывы прописаны и для других услуг, например, для отопления и вывоза ТКО, но как вы уже знаете, возможность перерасчета по этой причине для таких ЖКУ не предусмотрена.
Некачественные услуги
Никто не хочет платить за услугу, которая оказана некачественно, и это правило действует в том числе в сфере ЖКХ. Так, вы можете обратиться с жалобой в Жилинспецию и Роспотребнадзор за перерасчетом, если горячая вода вовсе не горячая, а ее температура ниже +40°С – за нее можно и нужно платить как за холодную, что выходит значительно дешевле.
Электроснабжение должно соответствовать нормативам, прописанным в ГОСТ. Если напряжение слишком низкое или высокое, а частота тока не укладывается в норму, это тоже повод обратиться за перерасчетом и подать жалобу в надзорные органы. Для газоснабжение есть норматив давления – от 0,0012 до 0,003 МПа с допустимым отклонением не более чем на 0,0005 МПа.
За какой срок можно сделать перерасчет за коммунальные услуги?
Максимальный период времени, за который можно сделать перерасчет стоимости коммунальных услуг, составляет 6 месяцев до момента наступления запланированного отсутствия и не позднее чем через 30 дней после возврата собственника домой. В противном случае в перерасчете откажут. В аналогичный период следует уложиться и в случае других оснований, нежели долгое отсутствие.
Какие документы нужны для перерасчета коммунальных услуг?
Для инициации процедуры перерасчета стоимости коммунальных услуг требуется ряд документов:
- Заявление. Оформить его можно в центре госуслуг «Мои документы» либо прямо в офисе управляющей компании, которой подконтролен дом.
- Акт обследования жилья. Он должен подтвердить тот факт, что в вашем доме или квартире нет технической возможности установить счетчик энергоресурсов. Для оформления акта следует также обратиться в управляющую компанию.
- Доказательная база. В случае длительного отсутствия это документы и прочие бумаги, которые способны подтвердить факт вашего отъезда.
Если вы недовольны качеством услуг ЖКХ, в качестве доказательной базы используется экспертное заключение и акт проверки жилья. Получить эти документы можно после проведения экспертизы сотрудниками управляющей компании, Жилинспекции или Роспотребнадзора.
Какими документами можно подтвердить факт своего отсутствия?
Если хотите подать заявление на перерасчет на основании вашего длительного отсутствия в доме или квартире, вам нужно подтвердить факт пребывания вне жилья. Это помогут сделать документы:
- билеты на транспорт, оформленные на имя заявителя, либо их заверенные ксерокопии;
- справка о лечении в больнице или оздоровительном учреждении за пределами дома;
- копия приказа, распоряжения или справки о пребывании в служебной командировке;
- документы, подтверждающие факт оплаты услуг гостиницы, хостела или отеля;
- справка из консульства, которая подтверждает длительное пребывание за границей;
- ксерокопия загранпаспорта с отметками о выезде за пределы Российской Федерации;
- справка из дачного товарищества о вашем пребывании за городом на своей даче;
- любые иные документы, способные подтвердить факт вашего длительного отсутствия.
Отдельного комментария заслуживает первый пункт, а именно случай, если билеты электронные. В этом случае нужно приложить к заявлению распечатку билетов и посадочный талон, либо иное официальное подтверждение того, что вы действительно воспользовались купленным билетом.
Куда обращаться для перерасчета квартплаты?
Важно знать не только как правильно написать заявление на перерасчет, но и куда его после этого подать вместе с пакетом документов. Есть два популярных способа обращения за перерасчетом:
- Портал «Госуслуги». Если для оплаты жилищно-коммунальных услуг вы используете ЕПД – единый платежный документ – подать заявление можно в разделе «Мои документы».
- Управляющая компания. Обратитесь в офис УК, обслуживающей дом, или зайдите на ее сайт в личный кабинет для подачи заявления, если компания дает такую возможность.
В обоих перечисленных случаях перерасчет стоимости осуществляется в течение установленного законом срока в размере 5 рабочих дней с момента принятия заявления и документов в обработку.
Если причиной перерасчета стало не длительное отсутствие, а некачественное оказание услуг ЖКХ или их полное отсутствие, можно обратиться напрямую в Жилинспекцию либо в Роспотребнадзор.
Что делать, если УК отказывает в перерасчете?
Не всегда управляющая компания идет навстречу собственнику. В этом случае вам нужно получить от УК официальный отказ в письменной форме, и на его основе направить жалобу в прокуратуру РФ или Роспотребнадзор. В случае, если это не дало нужного результата, не игнорируйте возможность решить вопрос в суде. Обычно до этого доходит редко, и все можно решить в досудебном порядке.
Можно ли сделать перерасчет за воду, если не подавали данные?
Да, если потребитель имеет установленные в квартире/доме счетчики горячей и холодной воды, и по каким-то причинам не передавал показания, он имеет право сделать перерасчет стоимости услуг водоснабжения. При этом важно, чтобы прибора учета был исправным и без повреждения пломб.
Популярен вопрос и о том, можно ли сделать перерасчет после поверки счетчиков воды. Например, если прошел срок поверки, потребитель переводится на общий тариф и вынужден платить сильно больше, чем по счетчику. В случае, если после просрочки поверка все-таки проводится, и ее итоги указывают на исправность прибора учета, выполнить перерасчет в пользу потребителя не получится.
В каком случае делается перерасчет по отоплению?
Есть две ситуации, в которых возможен перерасчет стоимости услуг отопления квартиры или дома:
- коммунальная услуга не была предоставлена в расчетном периоде;
- услуга отопления в расчетном периоде была оказана некачественно.
Как вы уже знаете, заставить управляющую компанию сделать перерасчет стоимости отопления на основании временного отсутствия собственника в квартире невозможно, так как это попросту не предусмотрено законом. Обратите внимание на то, что в разрешенных случаях перерасчет за тепло возможен только в отношении жильцов многоквартирных домов, не оснащенных общедомовым счетчиком тепловой энергии, либо в случае, если он есть, но не все квартиры имеют свои счетчики.
Можно ли сделать перерасчет за газ?
Да, перерасчет стоимости газоснабжения соответствует описанным выше общим правилам, также действующим для горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения и водоотведения. Для газа список причин перерасчета расширен: это не только временное отсутствие или ненадлежащее качество газоснабжения, но и изменение расчетных величин потребления и/или состава семьи. Например, если выписан человек или несколько людей из квартиры, норматив потребления ниже.
Как сделать перерасчет электроэнергии по показаниям счетчика?
Перерасчет стоимости электроэнергии осуществляется в соответствии с тарифным планом, который действовал на период, в отношении которого собственник хочет пересчитать стоимость. Порядок:
- Составьте заявление на перерасчет по общепринятому образцу (можно взять в интернете).
- В графе перерасчета оставьте только электроснабжение, остальные виды услуг зачеркните.
- Укажите период времени, за который хотите получить перерасчет электропотребления.
- Коротко опишите причину, на основании которой УК должна произвести перерасчет.
Далее заявление подается одним из описанных способов, например, в управляющую компанию.
Если у вас установлены старые приборы учета или их нет в принципе, вы сами того не подозревая переплачиваете за коммунальные услуги. Обратитесь в РосСчет – выполним доставку и установку счетчиков энергоресурсов. Вложения в обновление приборов учета однозначно для вас окупятся.
Комментарии