Почему в реестре ФГИС АРШИН нет записи о прохождении поверки счетчика: причины и решение проблемы

Изменения, касающиеся процедуры поверки бытовых счетчиков, вступившие в действие 24.09.2020 года, как ожидалось, значительно облегчили жизнь владельцев индивидуальных приборов учета. Ведь теперь не требуется посещать управляющие компании или ресурсопоставляющие организации: вся информация о счетчике должна вноситься оперативно в течение суток в единую базу – ФГИС Аршин. Однако, как всегда, получилось не так, как планировалось, и уже за несколько месяцев действия этой нормы многие пользователи столкнулись с проблемой того, что они не могут найти данные о своем счетчике на этом сайте. А это значит, что они не могут подтвердить факт прохождения поверки.
Как по-новому подтвердить поверку счетчика
До 24 сентября 2020 года подтверждением прохождения поверки приборов учета было получение Свидетельства. Однако, после этой даты бумажная версия хоть и не отменена и многие метрологические организации продолжают их выдавать, все же утратила свою приоритетность и юридическую силу. Теперь все данные о поверке, в соответствии с Федеральным Законом № 496-ФЗ от 27 декабря 2019 года, которым вносятся изменения в Федеральный Закон №102-ФЗ от 26 июня 2008 «Об обеспечении единства измерений», должны в течение суток вноситься сертифицированным специалистом, осуществляющего поверку, в единую базу ФГИС Аршин. После этого все данные об этом событии должны быть доступны для просмотра как для самого владельца счетчика, так и для сотрудников управляющих компаний. То есть, необходимости в том, чтобы каким-либо способом оповещать управляющую компанию про факт прохождения поверки, нет. Вся информация об этом событии имеется в едином реестре, и, казалось бы, владельцу счетчика можно не волноваться по этому поводу.
Однако, в очередной раз жизнь доказывает, что она удивительна и многогранна и на практике получается, что не все данные попадают на сайт ФГИС Аршин. При этом требования Закона дают возможность лицу, имеющему аккредитацию для проведения поверки средств измерений вносить данные в течение 20 рабочих дней, если испытаниям подлежали приборы, предназначенные для использования в роли эталонов единиц величин, и до 40 рабочих дней – для остальных устройств. Таким образом, информация о прохождении поверки может и не сразу появится в реестре ФГИС Аршин, а только спустя некоторое время, и этот факт владельцам счетчиков нужно принимать во внимание.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Что делать, если в реестре ФГИС Аршин нет данных о поверке счетчика
Несмотря на то что после 24.09.2020 г. Свидетельства о поверке утратили свою юридическую силу без привязки к электронной записи в реестре, многие метрологические организации продолжают их выдавать, в том числе и в качестве перестраховки, а также для спокойствия своих клиентов. Потому что, хоть этот документ и не обладает юридической силой, в случае отсутствия записи в реестре, может стать фактическим подтверждением прохождения поверки. То есть, может стать доказательством правоты владельца средства измерения о том, что факт поверки все же имел дело. Кроме того, несмотря на нормы Закона, некоторые управляющие компании и другие организации продолжают требовать копию бумажной версии Свидетельства о поверке, что является еще одним мотивом для того, чтобы не отказываться от получения документа.
Если факт поверки произошел, но данных в реестре нет, то обязательно следует исправить ситуацию:
- сначала можно обратиться в компанию проводившую поверку, при этом даже если нет бумажной версии свидетельства, в качестве подтверждения можно использовать квитанции об оплате за услугу и другие документы, которые подтверждают этот факт;
- в случае возникновения разногласий с метрологической организацией, нужно отправить жалобу в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), при этом сделать это можно как традиционным способом – отправив письмо по почте, так и обратившись через сайт организации.
Важно знать, что обращаться в Росстандарт можно и сразу после того, как выявлено, что информации на сайте нет, а все сроки для этого уже прошли.
Хотя поверки счетчиков по новым правилам уже проводятся на протяжении нескольких месяцев, следует понимать, что проблема отсутствия данных в реестре не всегда связана с нерасторопностью метрологических служб. Система тоже вносит в эту ситуацию свой вклад, так как нередко, по свидетельствам поверителей, в ней случаются сбои. Связано это с банальной «обкаткой», хотя владельцам счетчиков от этого не легче, так как они могут стать заложниками ситуации и, если не подтвердят факт поверки, рискуют лишиться возможности оплачивать за потребленные ресурсы по факту. Их просто переведут на тарифные условия, которые в большинстве случаев невыгодны и несправедливы для потребителя. Поэтому и не остается другого выхода, как самостоятельно обращаться в управляющую компанию или в иную организацию - поставщика услуг и предоставлять Свидетельство о поверке. Но такое решение может быть только временной мерой и решение по нему принимается в каждом конкретном случае отдельно. Все же законной нормой того, что средство измерения эксплуатируется законно, является запись в реестре ФГИС Аршин.
Нужно обратить внимание и на то, что все приборы, поверенные до 24 сентября 2020 года, могут законно использоваться до истечения межповерочного периода. Хотя и до этой даты, в пилотном варианте, некоторыми метрологическими организациями вносились данные в реестр, поэтому не исключено, что данные о таких поверках также могут быть отражены в ФГИС Аршин.

Комментарии 1
Позавчера мне произвели поверку счетчика. Мастер пришел
от фирмы ГЦУ и ЭР.
Прибором замерил, и сказал,
что имеется ошибка 9 процентов. И скорее всего его в центре метрологии забракуют.
Но скорее всего счетчик хороший, а это ошибка системы.И надо ставить обратный клапан.
К сожалению я не отреагировал на эту фразу.
Мастер сказал что всё что он намерил, передал в АРШИН.
Он заполнил документы, я не глядя расписался,И мастер ушел.
А в акте поверки вместо даты очередной почерки- было написано:
"КРУТИТ минус 8 процентов."
И вот что мне с этим актом делать?
Нести ли его в УК, заказывать ли замену счетчика?
Или ждать ли когда в АРШИНЕ появиться запись?
И если не появится, то значит ли это, что счетчик реально забраковали?
И будет ли какое то предписание, или мне надо самому что то предпринимать,
и срочно менять счетчик?
Пожалуйста, разъясните!
С уважением Петр Красноперов.
9 апреля. 2022 год.