Неприкосновенность жилища и частной жизни – это конституционные права каждого гражданина. Однако нередко возникает коллизия, связанная с тем, что в некоторых случаях необходимо обеспечить доступ в свое помещение представителям ресурсоснабжающих организаций, а также работникам компаний, управляющих жилым фондом. И вот в этом случае одного нежелания владельца квартиры или дома «впускать или не впускать» – мало, так как необходимо не только знать свои права и обязанности, но и руководствоваться нормами закона.
В каких случаях представители управляющей компании и ресурсоснабжающих организаций могут заходить в квартиры
На данный момент, основным документом, регулирующим отношения собственника с управляющей компанией, является Постановление Правительства России № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 г. (с изменениями от 02.апреля 2020 г.) и Постановление Правительства России № 897 от 13 июля 2019 г. – «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями». Также следует принимать во внимание и Письмо Минстроя РФ № 20295-ОГ/06, от 28.мая 2019, и Определение Верховного Суда России № 4-КГ19-6от 07.мая 2019. В этих документах даются дополнительные разъяснения по всем вопросам, связанным с доступом посторонних людей в жилище.
Важно сразу обратить внимание на тот факт, что причин для того, чтобы впускать проверяющих в свой дом немного. Основными могут быть три:
- проверка приборов учета, установленных в помещении;
- инспекция и ремонт общедомового имущества (магистральных труб, сетей, проложенных в квартире);
- ликвидация аварийных ситуаций;
- проверка числа проживающих в помещении.
С учетом того, что причины разные, то и алгоритм действий как владельца помещения, так и представителей управляющей компании, должен иметь свои особенности и отличия. Однако, независимо от причины визита, каждый представитель управляющей компании или подрядчика должен представлять подтверждающие документы, с указанием названия организации, ФИО проверяющего с указанием их полномочий.
Сразу следует обратить внимание на то, что если установлены приборы учета, то контроль количества людей, проживающих в квартире, является неактуальным для управляющих компаний – такой вопрос может заинтересовать только миграционные службы, но это – другая история. А вот если оплата за потребляемые ресурсы зависит от числа людей, то, как правило, после получения соответствующих сведений (независимо от их источника), управляющая компания может самостоятельно проверить этот факт с целью его подтверждения или выступить инициатором такой проверки со стороны миграционных служб.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Контроль приборов учета в квартире: необходимость, периодичность и сроки
Точность показаний приборов учета, установленных в квартире, и правильность передачи данных проводится не чаще 1 раза в квартал, но о предстоящем событии нужно оповещать собственника заранее, не менее чем за 14 дней. Для уведомления можно выбрать как почтовые отправления, так и другие способы, которые предусмотрены договором между исполнителем или поставщиком услуг и собственником помещения. При этом владелец может отказаться от проверки в срок не позднее двух суток до назначенной даты, однако причина для этого должна быть уважительной.
В том случае, если визит представителя происходит в иное время, чем указано в уведомлении, отказ собственника впустить его вполне законен. Однако если визит состоится в назначенное время, а владелец квартиры отсутствует или не желает впускать проверяющих, то об этом факте составляется соответствующий Акт об отказе от проверки и доступа к счетчику (счетчикам). Основным видом «репрессий» для собственника в этом случае можно считать то, что в течение следующих 3-х месяцев ему придется оплачивать услуги по среднемесячному показателю за полгода. А спустя 3 месяца, если проверка счетчика так и не состоялась, владелец помещения начинает оплачивать услуги по утвержденному тарифу + повышающий коэффициент (1,5).
Важно отметить, что указанная проблема полностью решена в новых многоквартирных домах с установкой индивидуальных счетчиков в местах, доступных для инспекции: на лестничных площадках, в специальных шкафах и т.д. Поэтому для собственников квартир в таких домах данная проблема является неактуальной, однако существуют и другие причины того, что к ним в «гости» могут проситься представители управляющих компаний.
Инспекция общедомовых коммуникаций и их ремонт в квартире
В том случае, если проводится плановый ремонт или планируется осмотр общедомовых коммуникаций, то управляющая компания так же, как и в предыдущем случае, должна известить об этом собственника заранее, в 14-дневный срок или в соответствии с пунктами договора обслуживания. Собственник квартиры, в этом случае, в общем-то, имеет право не впустить проверяющих, если решит, что у него в доме все нормально, нигде ничего «не течет» и «не искрит».
Но у такого поведения имеются и весьма неприятные «подводные камни». В том случае, если после этого будет составлен соответствующий Акт об отказе, а спустя какое-то время случится аварийная ситуация, например, прорыв транзитной трубы, то управляющей компании весьма легко будет переложить ответственность именно на такого собственника. Ведь согласно Постановлению Правительства России N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 г., именно управляющая организация ответственна за состояние и эксплуатацию этих сетей. А если ей в ее работе чинились препятствия и об этом составлен Акт, то ответственность может понести собственник помещения. И в некоторых случаях возмещение ущерба может достигать достаточных больших сумм. При этом не важен тот факт, согласился ли собственник ставить свою подпись под Актом отказа или нет: это не имеет значения, так как достаточно того, что под документом будут подписи проверяющих и свидетелей. И самое неприятное в такой ситуации – это то, что даже недоработки управляющей компании и, возможно, даже строителей, станут ответственностью собственника помещения.
Следует отметить, что не существует какой-либо периодичности для таких проверок и ремонтов, их проведение регламентируется необходимостью. Но важно обратить внимание и на то, что иногда целью таких визитов может быть выявление незаконных перепланировок, перенос труб и других коммуникаций. Именно это может и быть причиной нежелания собственника помещения впускать проверяющих.
Иначе обстоит ситуация с необходимостью аварийного ремонта: в таких случаях необходимо впустить рабочих, так как нелогичный отказ собственника может угрожать имуществу и даже жизни людей. В крайних случаях к решению проблемы привлекаются даже правоохранительные органы. Однако возникает вопрос о том, как обезопасить свое жилье от принудительного вторжения, например, во время длительного отсутствия. Можно порекомендовать в этой ситуации воспользоваться услугами охранных фирм, сотрудники которых весьма оперативно готовы прибыть на объект в случае вторжения, а дальше – все должно решаться в соответствии с Законом и здравым смыслом.
Комментарии