К сожалению, не все управляющие компании ответственно относятся к своей работе. Например, без всяких оснований могут завысить стоимость коммунальных услуг, в частности, отопления. Многие граждане даже не подозревают о том, что их могут так вводить в заблуждение, а ведь сумма набегает немаленькая. Давайте узнаем, на каких основаниях вам положен перерасчет, как составить заявление и куда его подавать, чтобы добиться справедливости.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
На каких основаниях можно сделать перерасчет?
Правила, согласно которым управляющие компании обязаны предоставлять жильцам услуги ЖКХ, четко прописаны в тексте Постановления Правительства РФ №354. В том числе там можно узнать и актуальные нормы касательно отопления. Так, согласно Постановлению, в течение отопительного сезона температура воздуха в жилых помещениях квартир не должна опускаться ниже +18°C. Если речь идет об угловых комнатах, в них температура воздуха обязана составлять как минимум +20°C.
Более строгие требования действуют в отношении квартир, расположенных в холодных регионах. Если самая холодная пятидневка отличается температурой воздуха на улице -31°C или ниже, то в обычных комнатах должна поддерживаться температура от +20°C, а в угловых – не менее +22°C.
Отсюда следует еще одно требование: отопление должно быть круглосуточным и бесперебойным на протяжении всего отопительного сезона. Давление воды в системе отопления должно быть на достаточно высоком уровне, ведь в противном случае указанных нормативов добиться не выйдет.
В упомянутом документе перечислены в том числе допустимые отклонения в качестве отопления, при строгом соблюдении которых не возникает оснований для осуществления перерасчета:
- превышение температуры сверх норматива – не более 4°C;
- снижение температуры в ночной период с 0:00 по 5:00 – не более 3°C;
- отсутствие снижения температуры в дневной период (с 5:00 до 00:00).
Вывод: если отопление у вас в квартире работает не круглосуточно, либо оно слишком горячее или холодное (температура выхода за нормативы), у вас есть все основания потребовать перерасчет. Вы также можете запросить его в случае, если долгое время отсутствовали в квартире, или в ней уменьшилось количество постоянно проживающих человек. Эти факты нужно будет подтвердить.
Да, бывают нештатные ситуации, например, аварии на котельной станции или на теплотрассе. Но и в этом случае есть свои ограничения. Так, простой в работе отопительной системы в случае аварии не должен продолжаться более 16 часов за один раз, и более 24 часов в течение последних 30 дней. При этом температура воздуха в помещении на время устранения последствий аварии не должна опускаться ниже +12°C. В противном случае вы можете смело требовать перерасчет за отопление.
В какую организацию обратиться за перерасчетом?
Ответственность за качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг лежит на той структуре, которая непосредственно управляет многоквартирным домом. Здесь может быть всего три варианта:
- управляющая компания;
- товарищество собственников;
- жилищно-строительный кооператив.
Следовательно, вам нужно узнать, какая из этих организаций ведет дела вашего дома, и обратиться в нее с заявлением. Примечательно, что принцип оформления и дальнейшей подачи жалобы будет одинаковым независимо от того, кто руководит домом – УК, товарищество собственников или ЖСК.
Немного иная ситуация – режим самоуправления, который также может быть установлен в МКД. В этом случае за состояние дома отвечает домовладелец, однако жалоба на отопление подается уже непосредственно в ресурсоснабжающую компанию. Узнать информацию о ней можно в квитанции.
Как осуществляется повторный расчет отопления?
Расчет стоимости отопления выполняется по специальной формуле, и выглядит она весьма просто:
P = S * N * T
В этой формуле под P понимается итоговая сумма к оплате за отопление. Для ее расчета требуется перемножить площадь многоквартирного комплекса (S), норматив потребления тепла (N) и тариф за одну единицу теплового ресурса (T). Однако, перерасчет делается несколько иным образом. Для этого по отдельной формуле вычисляется коэффициент, по которому рассчитывается новая сумма.
Что нужно знать про государственный перерасчет?
В ряде случаев перерасчет стоимости отопления может инициироваться государством. Это весьма удобно, так как жильцам не нужно составлять жалобы и подавать их в соответствующие инстанции. Особенность государственного перерасчета в том, что разница не возвращается в пользу владельца – вместо этого она учитывается в последующих платежах. В конечном итоге вы все же сэкономите средства, но за счет того, что следующие списания за отопления будут немного меньшего размера.
В соответствии с упомянутым выше Постановлением Правительства РФ №354, перерасчета платы за отопление со стороны государства проводится с периодичностью один раз в 12 месяцев. В этом случае используется несколько иная формула, нежели та, которую мы рассмотрели выше. Вот она:
P – Рпр * Sк / Sд – Роб
Под Рпр в этой формуле понимается прошлогодний размер оплаты. Он вычисляется на основании нормативов либо же с использованием показаний индивидуальных или общедомовых счетчиков. Sk – это площадь квартиры, Sд – общая площадь квартирного комплекса. Роб – общий размер платы за отопительные услуги за прошлый год. Как можно заметить, эта формула не такая уж и сложная.
Далеко не всегда перерасчет отопления со стороны государства приводит к экономии для жильцов. Нередко вместо уменьшения суммы в платежках появляются доначисления. К сожалению, в таком случае оспорить решение невозможно – придется платить. Немного утешает то, что, если сумма из-за доначисления будет слишком большой, ее можно будет выплатить по частям, то есть в рассрочку.
Как правильно составить жалобу для перерасчета?
Заявление на перерасчет платы за отопление – это нормативный документ. Следовательно, важно правильно составить его, чтобы он имел юридическую силу. В противном случае есть вероятность, что вашу жалобу попросту проигнорируют, придется составлять и отправлять заявление повторно.
Заявление в управляющую компанию
В первую очередь стоит подать заявление в управляющую компанию или же иную организацию, на которой лежит ответственность за обеспечение дома услугами ЖКХ. Вот что нужно указать в тексте:
- точный адрес проживания заявителя;
- фамилия, имя и отчество заявителя;
- контакты – номер телефона, адрес почты;
- адресат – ФИО или название организации;
- заголовок «Заявление» и суть требования;
- список доказательств и оснований;
- ссылка на нормативно-правовые акты;
- дата составления заявления и подпись.
В частности, в тексте заявления нужно ссылаться на нормативы и требования к качеству отопления, указанные в Постановлении Правительства №354. Обязательно приложите доказательства того, что отопление предоставлялось с ненадлежащим качеством, или вы долго отсутствовали в квартире.
Заявление в структуры правопорядка
Управляющая компания или иная структура, которая отвечает за обслуживание дома, обязана дать ответ на заявление. Если решение о перерасчете отрицательное, должны быть перечислены веские причины отказа. Если их нет – это нарушение правовых норм и ваш убедительный аргумент в суде.
Не добились нужного результата от УК? В таком случае есть все основания обратиться в структуры правопорядка. Есть несколько инстанций, в которые можно направить жалобу на бездействие УК:
- районная прокуратура;
- Роспотребнадзор;
- Государственная жилищная инспекция.
Заявление в перечисленные инстанции оформляется ровно таким же образом, как и в УК или в иную структуру, которая управляет домом. Единственное, чем стоит дополнить текст, так это указанием того факта, что управляющая компания нарушает ваши права своим отказом либо же бездействием.
Какие документы понадобятся для перерасчета?
Кроме заявления вам понадобится довольно обширный пакет документов, которые устанавливают личность, факт владения квартирой и доказательства нарушений качества отопления. Так, следует приложить к жалобе копию паспорта, выпуски из ЕГРН и свидетельства о праве собственности. Еще следует предоставить документы, которые отражают характеристики жилья. Они потребуются для правильного перерасчета стоимости отопления. Как правило, для этого хватает технической карты.
В зависимости от обстоятельств, с которыми связано ваше недовольство качеством отопления, к заявлению понадобится приложить дополнительные документы. Например, если бы факт аварии, устранение которой затянулось на большой срок, нужно сперва получить акт, в котором описаны причины, условия и последствия происшествия. Получить его можно в ресурсоснабжающей фирме.
Как получить положительный ответ на жалобу?
Далеко не всегда управляющая компания идет навстречу собственнику и стремится выплачивать разницу в оплате отопления. В этом случае возможно исправить ситуацию двумя способами:
- Подать коллективный иск с другими жильцами. Вероятно, что проблема переплаты за тепло в многоквартирном доме касается далеко не только вас. Свяжитесь с другими жильцами и узнайте, есть ли у них недовольства по этому поводу. Коллективные жалобы, как правило, имеют больший вес в глазах представителей УК, да и государственных инстанций тоже.
- Проверить наличие воздуха в стояках системы подачи теплоносителя. Дело в том, что УК несет ответственность за регулярное обслуживание отопительной системы. Если внутри будет воздух, это означает, что УК недобросовестно выполняет свою работу. Данный факт может стать аргументом в споре с организацией – возможно, она пойдет навстречу.
Ничего из перечисленного не помогает убедить представителей управляющей компании, и даже вмешательство государственных органов не дает результата? В таком случае стоит обратиться в суд.
Заключение
Если у вас еще не стоят индивидуальные счетчики тепла, скорее всего, вы переплачиваете за тепло. Каждый год набегает круглая сумма – не лучше ли сэкономить ее, установив прибор учета? За этим обратитесь в РосСчет. Подберем теплосчетчик под ваш бюджет, выполним его доставку и монтаж.
Комментарии